Московское общество испытателей природы

Секция Естественнонаучного образования

К обсуждению на заседании секции 13 октября 2017 г.

К списку заседаний

Концепция социально-гуманитарного образования на физико-математических и естественных факультетах университетов

Университетское образование на любом факультете предполагает изучение не только предметов, имеющих отношение к будущей специальности, но и общеобразовательных дисциплин. К числу таких дисциплин принадлежат социальные и гуманитарные предметы, играющую важную роль в формировании личности.

В советское время к числу таких предметов относили Историю КПСС, марксистско-ленинскую философию, политэкономию, научный коммунизм, научный атеизм. Несмотря на чрезмерную заидеологизированность, эти предметы, прежде всего философия и политэкономия капитализма приносили слушателям определённую пользу.

В постсоветское время место этих предметов заняли курсы Истории России, Философии, культурологии и т.д. Социально-гуманитарное образование в России приобрело в значительной степени фрагментарный характер.

По-видимому, пришло время поставить вопрос об общей системе гуманитарного образования на негуманитарных факультетах университетов, а равно и других ВУЗов такого профиля.

    Как нам представляется, социально-гуманитарный блок предметов на физико-математических и естественных факультетах университетов должен включать в себя 5 научных дисциплин:
  1. Историю науки.
  2. Историю техники и технологии.
  3. Историю культуры.
  4. Комплексную научную дисциплину, посвящённую человеку.
  5. Глобальные проблемы современного мира.

В рамках курса Истории науки студент должен познакомиться не только с историей профилирующей на данном факультете научной дисциплины, но и с историей науки в целом. В рамках этого курса студентов следует познакомить с основными философскими идеями, сыгравшими важную роль в формировании научного мышления и развития науки. Изучение же самостоятельного курса философии представляется нецелесообразным.

Курс Истории науки должен состоять из двух частей. Первая часть должна быть посвящена истории науки в целом, вторая часть – история профильной на данном факультете науки. Первая часть не должна быть сильно перегружена фактами, именами и датами, важно, чтобы студент почувствовал общую логику развития науки и научных идей. Во второй части курса фактический материал должен рассматриваться более подробно.

Представляется, что в число кандидатских экзаменов для исследователей, желающих получить кандидатскую степень, должна быть включена «История науки».

В рамках курса Истории техники и технологии студент должен на качественном уровне познакомиться с историей развития производственных возможностей и производственной базы Человечества. В этот курс должна быть включена не только история производительных сил, но и история производственных отношений, а также основы экономических знаний.

Курс Истории культуры должен познакомить слушателей с развитием культуры мира. Этот курс не должен превращаться в перенасыщенную наукообразными терминами теоретическую культурологию, хотя знакомство с культурологическими концепциями, несомненно, полезно. В центре должен стоять фактический материал.

В рамках «Истории культуры» следует изучать историю мировоззренческих идей, их влияние на социально-исторические процессы, историю религии, историю литературы и искусства.

Курс, посвящённый Человеку, должен носить комплексный характер, рассматривая человека с разных точек зрения: биологической, исторической, социальной, социокультурной, психологической. Студент должен научиться смотреть на Человека под разными углами зрения и понимать аргументы, выдвигаемые представителями разных научных дисциплин.

В рамках курса, посвящённого Человеку, студент должен получить определенные психологические знания и представления о современной психологии.

Следует серьёзно подумать о том, чтобы включить в курс, посвящённый Человеку, элементы педагогических и психолого-педагогических знаний. Для того, чтобы преподавать в средней школе, будущий учитель должен изучить психологию, общую педагогику, дидактику, методику преподавания дисциплины, которую он будет преподавать. Однако для преподавателя ВУЗа всё это считается не обязательным. И это отнюдь не способствует совершенствованию ВУЗовского преподавания.

Возможно, что к курсу, посвящённому Человеку, должен прилагаться психолого-педагогический блок, и студент, желающий в будущем заниматься преподавательской деятельностью, должен сдать по этому блоку экзамен. Такой же экзамен должен сдавать и дипломированный специалист, желающий преподавать в ВУЗе.

Логическим завершением социально-гуманитарного образования на негуманитарных факультетах университетов должен стать курс «Глобальные проблемы современного мира». В этом курсе следует рассматривать социальные, социально-политические, экономические, демографические, природоохранные и культурные проблемы современного мира.

Этот курс должен состоять из двух частей. В первой части курса должны рассматриваться проблемы мира в целом, во-втором - специфические проблемы современной России.

Изучение курсов должно включать в себя подготовку реферата на избранную студентом или предложенную преподавателем тему.

    Реализация настоящей Концепции предполагает:
  1. Обсуждение настоящей Концепции в научной, преподавательской и студенческой среде.
  2. Разработку Программ курсов.
  3. Подготовку учебных пособий, написанных на основе разработанных программ.
  4. Испытание курсов в отдельных ВУЗах и доработка Программ и учебных пособий с учётом результатов испытаний.
  5. Повышение квалификации преподавателей ВУЗов, желающих вести эти курсы.
  6. Широкомасштабное внедрение курсов в ВУЗовскую практику.

В основу учебного пособия по курсу, посвящённому Человеку, может быть положена книга С.В.Багоцкого «Человек, его развитие и место в природе» (издательство URSS); в основу учебного пособия по истории науки – книга «История естественных наук. Пособие для слушателей курсов повышения квалификации учителей», над которой С.В.Багоцкий работает в настоящее время.

Думается, что Московское общество испытателей природы может своими силами и средствами осуществить мероприятия, предусмотренные пунктами 1-5 (кроме разработки программы и учебного пособия по истории культуры). Эту работа должна получить статус специальной программы, реализуемой Московским обществом испытателей природы и получить поддержку Президента МОИП, академика РАН, ректора МГУ В.А.Садовничего.

Яндекс цитирования
Hosted by uCoz