BannerDrive.ru

Московское общество испытателей природы

Секция Естественнонаучного образования

Материалы к обсуждению на заседании секции 07 апреля 2015 г.

К списку заседаний


Федеральный государственный образовательный стандарт
среднего общего (полного) образования

с замечаниями и предложениями по совершенствованию

В данной публикации текст стандарта дан с предложениями секции Естественнонаучного образования по внесению в него изменений.

Положения, которыми, на наш взгляд, стандарт нужно дополнить, вписаны синим шрифтом.

Положения, заслуживающие, на наш взгляд, исключения из стандарта, выделены серым цветом и зачёркнуты.

Замечания и пояснения вписаны красным курсивом.

Тезисы к обсуждению

II. Требования к результатам освоения
основной образовательной программы

    7. Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
  1. российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
  2. гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
  3. готовность к служению Отечеству, его защите;
  4. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  5. сформированность культуры интеллектуального труда;
  6. сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  7. толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  8. навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
  9. нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
  10. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  11. эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
  12. принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
  13. бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
  14. осознанный выбор будущей профессии и специальности, возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
  15. сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
  16. ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. - непонятно, что для этого может сделать школа.
    8. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
  1. умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  2. умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
  3. владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  4. готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  5. умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  6. умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
  7. умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
  8. владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
  9. владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения;
  10. активное владение метапредметным понятийным аппаратом и умение использовать его для анализа разнообразного материала и решения конкретных проблем;
  11. владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации.

9. Предметные результаты освоения основной образовательной программы устанавливаются для учебных предметов на базовом и углубленном уровнях.

Общие замечания по этому разделу.
В разделе совершенно ничего не говорится о двух важнейших образовательных областях: образовательной области «технология» и образовательной области «искусство». Это – непростительное упущение.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на углубленном уровне ориентированы преимущественно на подготовку к последующему профессиональному образованию, развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоением основ наук, систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету.
Предметные результаты освоения интегрированных учебных предметов ориентированы на формирование целостных представлений о мире и общей культуры обучающихся путем освоения систематических научных знаний и способов действий на метапредметной основе.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности.

9.1. Филология и иностранные языки

9.1.1. Предметные результаты изучения предметной области «Филология» включают предметные результаты изучения учебных предметов:

Общие замечания: «Русский язык и литература» - это не один предмет, это два разных предмета, отличающиеся по своим целям и задачам. И не факт, что литературу следует включать в образовательную область «филология», может быть, её лучше включить в образовательную область «искусство». Здесь есть предмет для дискуссии. Кроме того, объединение русского языка и литературы в один предмет ориентирует составителей программ на изучение почти исключительно русской литературы, что неправильно. Выпускник школы должен познакомиться с шедеврами не только русской, но и мировой литературы. Более того, он должен видеть связь между русской литературой и литературой других народов.
К сожалению, в настоящее время наблюдается тенденция превращение школьного курса литературы в курс литературоведения. Эту тенденцию никак нельзя одобрить. Школа должна воспитывать не литературоведов, а читателей.

    «Русский язык и литература». «Родной (нерусский) язык и литература» (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения базового курса русского языка и литературы (родного (нерусского) языка и литературы) должны отражать:
  1. сформированность понятий о нормах русского, родного (нерусского) литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
  2. владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
  3. владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации; - этим должны заниматься ВСЕ школьные предметы!
  4. владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
  5. знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;
  6. сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского, родного (нерусского) языка;
  7. сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
  8. способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
  9. владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
  10. сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
    «Русский язык и литература». «Родной (нерусский) язык и литература» (углубленный уровень) – требования к предметным результатам освоения углубленного курса русского языка и литературы (родного (нерусского) языка и литературы) должны включать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать:
  1. сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного знания;
  2. сформированность представлений о языке как многофункциональной развивающейся системе, о стилистических ресурсах языка;
  3. владение знаниями о языковой норме, её функциях и вариантах, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
  4. владение умением анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
  5. сформированность умений лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
  6. владение различными приёмами редактирования текстов;
  7. сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в процессе практической речевой деятельности;
  8. понимание и осмысленное использование понятийного аппарата современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественных произведений;
  9. владение навыками комплексного филологического анализа художественного текста;
  10. сформированность представлений о системе стилей художественной литературы разных эпох, литературных направлениях, об индивидуальном авторском стиле;
  11. владение начальными навыками литературоведческого исследования историко - и теоретико-литературного характера;
  12. умение оценивать художественную интерпретацию литературного произведения в произведениях других видов искусств (графика и живопись, театр, кино, музыка);
  13. сформированность представлений об основных направлениях литературной критики.
Русский язык.
    Русский язык (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения базового курса русского (родного) языка должны отражать:
  1. сформированность понятий о нормах русского, родного (нерусского) литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
  2. владение умением чётко и, вместе с тем, образно излагать свои мысли, как устно, так и письменно;
  3. умение составлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений разных жанров;
  4. владение представлениями о разных стилях языка и умение составлять тексты в разном стиле;
  5. владение стилистическим богатством русского (родного) языка;
  6. наличие чётких представлений о грамматическом строе русского (родного) языка, умение сопоставлять грамматику русского (родного) и изучаемого в школе иностранного языка;
  7. наличие представлений об истории русского языка, его развитии, диалектах русского языка.
    Русский язык (углубленный уровень) – требования к предметным результатам освоения углубленного курса русского (родного) языка должны отражать:
  1. сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного знания;
  2. сформированность представлений о языке как многофункциональной развивающейся системе, о стилистических ресурсах языка;
  3. владение знаниями о языковой норме, её функциях и вариантах, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
  4. владение умением анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
  5. сформированность умений лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
  6. владение различными приёмами редактирования текстов;
  7. сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в процессе практической речевой деятельности;
Литература.
    Литература (базовый уровень) – требования к предметным результатам базового курса литературы должны отражать:
  1. сформированность любви к чтению;
  2. понимание связи между литературой, историей и повседневной жизнью;
  3. понимание социальных и морально-этических проблем, поднимаемых в литературных произведениях;
  4. понимание места выдающийся произведений отечественной и мировой литературы в социальной истории и истории культуры;
  5. понимание исторического и историко-культурного контекста в творчестве конкретных писателей;
  6. понимание взаимосвязей между литературой и народным творчеством;
  7. понимание тенденций в развитии литературы и смене литературных течений;
  8. умение видеть взаимосвязи между творчеством разных литераторов, а также взаимосвязи между литературой и другими искусствами;
  9. умение анализировать (на элементарном уровне) стилистические особенности тех или иных писателей и тех или иных произведений;
  10. сформированность представлений о месте и роли литературной критики;
  11. сформированность представления о многонациональной российской литературе и о вкладе в эту литературу представителей разных народов, живущих в России.
  12. знание творчества литераторов своей «малой Родины»;
  13. умение оценить не изучавшееся в школе литературное произведение и написать на него рецензию;
  14. литературное творчество самих учащихся.
    Литература (углубленный уровень) – требования к предметным результатам освоения углубленного курса литературы должны отражать:
  1. понимание и осмысленное использование понятийного аппарата современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественных произведений;
  2. владение навыками комплексного филологического анализа художественного текста;
  3. сформированность представлений о системе стилей художественной литературы разных эпох, литературных направлениях, об индивидуальном авторском стиле;
  4. владение начальными навыками литературоведческого исследования историко - и теоретико-литературного характера;
  5. умение оценивать художественную интерпретацию литературного произведения в произведениях других видов искусств (графика и живопись, театр, кино, музыка);
  6. сформированность представлений о принципах основных направлений литературной критики.

9.1.2. Предметные результаты изучения предметной области «Иностранные языки» включают предметные результаты изучения учебных предметов:

    «Иностранный язык». «Второй иностранный язык» (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения базового курса иностранного языка должны отражать:
    Здесь нужно переставить порядок приоритетов: в центре внимания должны стоять не навыки устной речи, а навыки чтения; выпускник должен в первую очередь научиться читать на иностранном языке, а не только говорить с зарубежным хозяином на тему как его обслужить.
  1. сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире;
  2. владение знаниями о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка и умение строить своё речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике; умение выделять общее и различное в культуре родной страны и страны/стран изучаемого языка;
  3. достижение порогового уровня владения иностранным языком, позволяющего выпускникам общаться в устной и письменной формах как с носителями изучаемого иностранного языка, так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство общения;
  4. сформированность умения использовать иностранный язык как средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях;
  5. формирование навыков, полезных для изучения других иностранных языков.
    «Иностранный язык». «Второй иностранный язык» (углубленный уровень) – требования к предметным результатам освоения углубленного курса иностранного языка должны включать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать:
  1. достижение уровня владения иностранным языком, превышающего пороговый, достаточного для делового общения в рамках выбранного профиля;
  2. сформированность умения перевода с иностранного языка на русский при работе с несложными текстами в русле выбранного профиля;
  3. владение иностранным языком как одним из средств формирования учебно-исследовательских умений, расширения своих знаний в других предметных областях.

9.2. Общественные науки

Предметные результаты изучения предметной области «Общественные науки» включают предметные результаты изучения учебных предметов:

    «История» (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения базового курса истории должны отражать:
  1. сформированность представлений о современной исторической науке, её специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
  2. владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
  3. сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
  4. владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;
  5. сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
  6. сформированность умения оценивать разные исторические версии;
  7. сформированность представления об истории науки, истории культуры, истории религии, истории науки, истории технологий, как неотъемлемой составной части всемирной истории и владение комплексом знаний в этих областях;
  8. понимание взаимосвязи между историей общества и природой;
  9. знание биографий выдающихся деятелей, внесших выдающийся вклад в историю Человечества и в историю нашей страны;
  10. знание истории своей семьи, своего посёлка, своего города, и понимание места этой истории во всемирно-историческом процессе.
    «История» (углубленный уровень) – требования к предметным результатам освоения углубленного курса истории должны включать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать:
  1. сформированность знаний о месте и роли исторической науки в системе научных дисциплин, представлений об историографии;
  2. владение системными историческими знаниями, понимание места и роли России в мировой истории;
  3. владение приёмами работы с историческими источниками, умениями самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике;
  4. сформированность умений оценивать различные исторические версии (переносится в базовый уровень).
    «Обществознание» (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения интегрированного учебного предмета «Обществознание» должны отражать:
  1. сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
  2. владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
  3. владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
  4. сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
  5. сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
  6. владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
  7. сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития;
  8. сформированность представлений об экономике, праве, идеологии, религии, культуре и их месте в функционировании общества.
  9. понимание взаимосвязей между обществом и природной средой.
    «География» (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения базового курса географии должны отражать:
  1. владение представлениями о современной географической науке, её участии в решении важнейших проблем человечества;
  2. владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
  3. сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
  4. владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
  5. владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
  6. владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
  7. владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению её условий;
  8. сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем;
  9. знакомство с географией родного края.
  10. владение элементарными этнографическими знаниями, умение находить взаимопонимание с представителями других этнических групп.
    «География» (углубленный уровень) – требования к предметным результатам освоения углубленного курса географии должны включать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать:
  1. сформированность знаний о составе современного комплекса географических наук, его специфике и месте в системе научных дисциплин, роли в решении современных научных и практических задач;
  2. понимание сущности процессов, формирующих и изменяющих географическую оболочку Земли;
  3. владение умениями применения географического мышления для вычленения и оценивания географических факторов, определяющих сущность и динамику важнейших природных, социально-экономических и экологических процессов;
  4. сформированность комплекса знаний о целостности географического пространства как иерархии взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;
  5. владение умениями проводить учебные исследования, в том числе с использованием простейшего моделирования и проектирования природных, социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов;
  6. владение навыками картографической интерпретации природных, социально-экономических и экологических характеристик различных территорий;
  7. владение умениями работать с геоинформационными системами;
  8. владение первичными умениями проводить географическую экспертизу разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов;
  9. сформированность системы знаний об основных процессах, закономерностях и проблемах взаимодействия географической среды и общества, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
  10. знакомство с географией родного края.
    «Экономика» (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения базового курса экономики должны отражать:
  1. сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества; как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;
  2. понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества; сформированность уважительного отношения к чужой собственности (????!!!!);
  3. сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
  4. владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;
  5. сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;
  6. умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заёмщика, акционера, наёмного работника, работодателя, налогоплательщика);
  7. способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений;
  8. понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире.
  9. знакомство с экономической ситуацией в своем регионе и степени востребованности тех или иных профессий и специальностей;
  10. сформированность знаний и навыков, необходимых наемному работнику для борьбы за свои права.
    «Экономика» (углубленный уровень) – требования к предметным результатам освоения углубленного курса экономики должны включать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать:
  1. сформированность представлений об экономической науке как системе теоретических и прикладных наук; особенностях её методологии и применимости экономического анализа в других социальных науках; понимание эволюции и сущности основных направлений современной экономической науки;
  2. владение системными экономическими знаниями, включая современные научные методы познания и опыт самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики;
  3. владение приёмами работы со статистической, фактической и аналитической экономической информацией; умение самостоятельно анализировать и интерпретировать данные для решения теоретических и прикладных задач;
  4. умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам, различным аспектам социально-экономической политики государства;
  5. сформированность системы знаний об институциональных преобразованиях российской экономики при переходе к рыночной системе, динамике основных макроэкономических показателей и современной ситуации в экономике России.
  6. знакомство с экономической ситуацией в своей местности регионе и степени востребованности тех или иных профессий и специальностей.
    «Право» (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения базового курса права должны отражать:
  1. сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизме и формах;
  2. владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях;
  3. владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности;
  4. сформированность представлений о Конституции Российской Федерации как основном законе государства, владение знаниями об основах правового статуса личности в Российской Федерации;
  5. сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;
  6. сформированность основ правового мышления;
  7. сформированность знаний об основах административного, гражданского, трудового, уголовного права;
  8. понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой основных юридических профессий и специальностей;
  9. сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации;
  10. сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях;
  11. сформированность знаний и навыков, необходимых для борьбы за свои законные права.
    «Право» (углубленный уровень) – требования к предметным результатам освоения углубленного курса права должны включать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать:
  1. сформированность представлений о роли и значении права как важнейшего социального регулятора и элемента культуры общества;
  2. владение знаниями об основных правовых принципах, действующих в демократическом обществе;
  3. сформированность представлений о системе и структуре права, правоотношениях, правонарушениях и юридической ответственности;
  4. владение знаниями о российской правовой системе, особенностях её развития;
  5. сформированность представлений о конституционном, гражданском, арбитражном, уголовном видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;
  6. сформированность правового мышления и способности различать соответствующие виды правоотношений, правонарушений, юридической ответственности, применяемых санкций, способов восстановления нарушенных прав;
  7. сформированность знаний об общих принципах и нормах, регулирующих государственное устройство Российской Федерации, конституционный статус государственной власти и систему конституционных прав и свобод в Российской Федерации, механизмы реализации и защиты прав граждан и юридических лиц;
  8. понимание юридической деятельности как формы реализации права; ознакомление со спецификой основных юридических профессий и специальностей;
  9. сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации, выработки и доказательной аргументации собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов.
  10. сформированность знаний и навыков, необходимых для борьбы за свои законные права.
    «Россия в мире» (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения интегрированного учебного предмета «Россия в мире» должны отражать
    (Этот предмет лучше назвать «Современный мир и Россия»)
  1. сформированность представлений о современных тенденциях мирового развития и глобальных проблемах современного мира;
  2. сформированность представлений о России в разные исторические периоды на основе знаний в области обществознания, истории, географии, культурологии и пр.;
  3. сформированность представлений о специфических особенностях российской цивилизации;
  4. сформированность представлений о проблемах современной России;
  5. сформированность знаний о месте и роли России как неотъемлемой части мира в контексте мирового развития, как определяющего компонента формирования российской идентичности;
  6. сформированность представлений о национальных интересах России в современном мире; взгляда на современный мир с точки зрения интересов России, понимания её прошлого и настоящего;
  7. сформированность представлений о единстве и многообразии многонационального российского народа; понимание толерантности и мультикультурализма в мире и России;
  8. сформированность умений использования широкого спектра социально-экономической информации для анализа и оценки конкретных ситуаций прошлого и настоящего;
  9. сформированность умений сравнительного анализа исторических событий, происходивших в один исторический период в разных социокультурных общностях, и аналогичных исторических процессов, протекавших в различные хронологические периоды;
  10. сформированность способности отличать интерпретации прошлого, основанные на фактическом материале, от заведомых искажений, не имеющих документального подтверждения;
  11. сформированность представлений об особенностях современного глобального общества, информационной политике и механизмах создания образа исторической и современной России в мире;
  12. сформированность умений реконструкции и интерпретации прошлого России на основе источников, владение умениями синтеза разнообразной исторической информации для комплексного анализа и моделирования на её основе вариантов дальнейшего развития России.

9.3. Математика и информатика

Предметные результаты изучения предметной области «Математика и информатика» включают предметные результаты изучения учебных предметов:

    «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия» (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения базового курса математики должны отражать:
  1. сформированность представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира;
  2. сформированность представлений о математических понятиях как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий;
  3. владение методами доказательств и алгоритмов решения; умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
  4. владение стандартными приёмами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем; использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений и неравенств;
  5. сформированность представлений об основных понятиях, идеях и методах математического анализа;
  6. владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах; сформированность умения распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры; применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием;
  7. сформированность представлений о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, о статистических закономерностях в реальном мире, об основных понятиях элементарной теории вероятностей; умений находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин;
  8. владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач.
    «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия» (углубленный уровень) – требования к предметным результатам освоения углубленного курса математики должны включать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать:
  1. сформированность представлений о необходимости доказательств при обосновании математических утверждений и роли аксиоматики в проведении дедуктивных рассуждений;
  2. сформированность понятийного аппарата по основным разделам курса математики; знаний основных теорем, формул и умения их применять; умения доказывать теоремы и находить нестандартные способы решения задач;
  3. сформированность умений моделировать реальные ситуации, исследовать построенные модели, интерпретировать полученный результат;
  4. сформированность представлений об основных понятиях математического анализа и их свойствах, владение умением характеризовать поведение функций, использование полученных знаний для описания и анализа реальных зависимостей;
  5. владение умениями составления вероятностных моделей по условию задачи и вычисления вероятности наступления событий, в том числе с применением формул комбинаторики и основных теорем теории вероятностей; исследования случайных величин по их распределению.
    «Информатика» (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения базового курса информатики должны отражать:
  1. сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
  2. владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;
  3. владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
  4. владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;
  5. сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); о способах хранения и простейшей обработке данных; понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними;
  6. владение компьютерными средствами представления и анализа данных;
  7. сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.
    «Информатика» (углубленный уровень) – требования к предметным результатам освоения углубленного курса информатики должны включать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать:
  1. владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;
  2. овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;
  3. владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции;
  4. владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ;
  5. сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче; систематизацию знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;
  6. сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений;
  7. сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ;
  8. владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;
  9. владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, пользоваться базами данных и справочными системами;
  10. сформированность умения работать с библиотеками программ; наличие опыта использования компьютерных средств представления и анализа данных.

9.4. Естественные науки

Предметные результаты изучения предметной области «Естественные науки» включают предметные результаты изучения учебных предметов:

    «Физика и астрономия» (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения базового курса физики должны отражать:
  1. сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
  2. владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой;
  3. владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы; - этот пункт общий для всех естественных наук и его нужно поднять наверх.
  4. сформированность умения решать физические задачи;
  5. сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни;
  6. сформированность навыков работы с простейшими физическими приборами;
  7. сформированность умения планировать и проводить элементарные физические эксперименты и решать экспериментальные задачи;
  8. сформированность умения анализировать результаты физических экспериментов;
  9. понимание путей применения физических знаний для развития техники;
  10. сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.
  11. сформированность представлений об устройстве Вселенной и её эволюции.
    «Физика и астрономия» (углубленный уровень) – требования к предметным результатам освоения углубленного курса физики должны включать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать:
  1. сформированность системы знаний об общих физических закономерностях, законах, теориях, представлений о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях;
  2. сформированность умения исследовать и анализировать разнообразные физические явления и свойства объектов, объяснять принципы работы и характеристики приборов и устройств, объяснять связь основных космических объектов с геофизическими явлениями;
  3. владение умениями выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов, проверять их экспериментальными средствами, формулируя цель исследования;
  4. владение методами самостоятельного планирования и проведения физических экспериментов, описания и анализа полученной измерительной информации, определения достоверности полученного результата;
  5. сформированность умений прогнозировать, анализировать и оценивать последствия бытовой и производственной деятельности человека, связанной с физическими процессами, с позиций экологической безопасности;
  6. понимание путей применения физических знаний для развития техники;
  7. сформированность элементарных изобретательских навыков.
  8. сформированность представлений об устройстве Вселенной и теориях, описывающих её эволюцию.
    «Химия» (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения базового курса химии должны отражать:
  1. сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
  2. владение основополагающими химическими и физико-химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
  3. владение элементарными знаниями о конкретных свойствах конкретных химических веществ;
  4. владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать, объяснять результаты проведённых опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач; - этот пункт общий для всех естественных наук.
  5. сформированность умения давать количественные оценки и проводить расчёты по химическим формулам и уравнениям;
  6. владение элементарными навыками проведения химического эксперимента и правилами техники безопасности при использовании химических веществ;
  7. сформированность понимания химических аспектов важнейших производств;
  8. понимание значения химии для развития других научных дисциплин и создания новых технологий;
  9. сформированность представлений о круговороте химических элементов в природе, путях естественного и антропогенного возникновения различных химических веществ;
  10. сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.
    «Химия» (углубленный уровень) – требования к предметным результатам освоения углубленного курса химии должны включать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать:
  1. сформированность системы знаний об общих химических и физико-химических закономерностях, законах, теориях;
  2. сформированность умений исследовать свойства неорганических и органических веществ, объяснять закономерности протекания химических реакций, прогнозировать возможность их осуществления;
  3. владение умениями выдвигать гипотезы на основе знаний о составе, строении вещества и основных химических законах, проверять их экспериментально, формулируя цель исследования;
  4. владение методами самостоятельного планирования и проведения химических экспериментов с соблюдением правил безопасной работы с веществами и лабораторным оборудованием; сформированность умений описания, анализа и оценки достоверности полученного результата;
  5. владение основными понятиями химической технологии, сформированность четких представлений о химических аспектах важнейших производств;
  6. сформированность представлений о круговороте химических элементов в природе, путях естественного и антропогенного возникновения различных химических веществ;
  7. сформированность умений прогнозировать, анализировать и оценивать с позиций экологической безопасности последствия бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.
    «Биология» (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения базового курса биологии должны отражать:
  1. сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
  2. владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, её уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;
  3. наличие чётких представлений о биологической систематике и особенностях основных групп живых организмов;
  4. владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе; - этот пункт общий для всех естественных наук.
  5. сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;
  6. сформированность умения оценить свои физиологические и психологические особенности при выборе профессии;
  7. сформированность представлений о воздействии человека на живую природу и основных подходах к охране живой природы;
  8. сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.
  9. знакомство с природой родного края;
  10. воспитание любви к природе.
    «Биология» (углубленный уровень) – требования к предметным результатам освоения углубленного курса биологии должны включать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать:
  1. сформированность системы знаний об общих биологических закономерностях, законах, теориях;
  2. сформированность умений исследовать и анализировать биологические объекты и системы, объяснять закономерности биологических процессов и явлений; прогнозировать последствия значимых биологических исследований;
  3. владение умениями выдвигать гипотезы на основе знаний об основополагающих биологических закономерностях и законах, о происхождении и сущности жизни, глобальных изменениях в биосфере; проверять выдвинутые гипотезы экспериментальными средствами, формулируя цель исследования;
  4. владение методами самостоятельной постановки биологических экспериментов, описания, анализа и оценки достоверности полученного результата;
  5. сформированность представлений о воздействии человека на живую природу и основных подходах к охране живой природы;
  6. сформированность убеждённости в необходимости соблюдения этических норм и экологических требований при проведении биологических исследований и ином использовании живых существ.
  7. знакомство с живой природой родного края;
  8. воспитание любви к природе.
    «География» (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения базового курса географии должны отражать:
  1. владение представлениями о современной географической науке, её участии в решении важнейших проблем Человечества;
  2. понимание сущности процессов, формирующих и изменяющих географическую оболочку Земли;
  3. владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
  4. сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
  5. владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
  6. владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
  7. владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
  8. владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению её условий;
  9. сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем;
  10. знакомство с географией родного края.
  11. владение элементарными этнографическими знаниями, умение находить взаимопонимание с представителями других этнических групп.
    «География» (углубленный уровень) – требования к предметным результатам освоения углубленного курса географии должны включать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать:
  1. сформированность знаний о составе современного комплекса географических наук, его специфике и месте в системе научных дисциплин, роли в решении современных научных и практических задач;
  2. владение умениями применения географического мышления для вычленения и оценивания географических факторов, определяющих сущность и динамику важнейших природных, социально-экономических и экологических процессов;
  3. сформированность комплекса знаний о целостности географического пространства как иерархии взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;
  4. владение умениями проводить учебные исследования, в том числе с использованием простейшего моделирования и проектирования природных, социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов;
  5. владение навыками картографической интерпретации природных, социально-экономических и экологических характеристик различных территорий;
  6. владение умениями работать с геоинформационными системами;
  7. владение первичными умениями проводить географическую экспертизу разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов;
  8. сформированность системы знаний об основных процессах, закономерностях и проблемах взаимодействия географической среды и общества, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
  9. знакомство с географией родного края.
    «Естествознание» (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения интегрированного учебного предмета «Естествознание» должны отражать:
  1. сформированность представлений о целостной современной естественно-научной картине мира, о природе как единой целостной системе, о взаимосвязи человека, природы и общества; о пространственно-временных масштабах Вселенной;
  2. владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий;
  3. сформированность умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя;
  4. сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приёмами естественно-научных наблюдений, опытов исследований и оценки достоверности полученных результатов;
  5. владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественно-научным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию;
  6. сформированность представлений об историческом развитии природы (эволюции Вселенной, эволюции Земли, эволюции Жизни на Земле, происхождении и эволюции Человека и Человеческого общества);
  7. сформированность умений понимать значимость естественно-научного знания для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определённой системой ценностей.

9.5. Образовательная область «Технология».

    Изучение предметов, входящих в образовательную область «Технология» должно обеспечить:
  1. понимание сущности важнейших технологических процессов;
  2. знание основных этапов развития техники и технологии;
  3. понимание воздействия различных технологий на окружающую среду;
  4. формирования полезных в быту элементарных трудовых навыков;
  5. формирование навыков работы с техникой среднего уровня сложности;
  6. формирование навыков организации трудового процесса и культуры труда;
  7. знакомство с профессиями и специальностями, востребованными в регионе проживания выпускника школы;
  8. понимание различий между профессией и специальностью и понимание требований, которые предъявляют к человеку разные профессии;
  9. формирование элементарных изобретательских навыков и знакомство с методологией изобретательства.

9.6. Образовательная область «Искусство».

    Изучение предметов, входящих в образовательную область «Искусство» должно обеспечить:
  1. понимание места искусства в жизни Человечества;
  2. понимание основных этапов исторического развития искусства;
  3. сформированность представлений о различных искусствах (литературе, живописи, скульптуре, театра, кино, музыке, архитектуре), об их особенностях и возможностях;
  4. сформированность представлений о различных жанрах искусства;
  5. сформированность представлений о различных стилях искусства;
  6. сформированность представлений о сваязях между искусством и социальными процессами;
  7. сформированность представлений о связях между различными формами искусства, а также между искусством и другими формами общественного сознания;
  8. сформированность представлений о национальных особенностях искусства и умения воспринимать искусство других народов;
  9. понимание роли искусства в познании действительности;
  10. умение самостоятельно оценивать произведения искусства.

Предметные результаты изучения предметной области «Искусство» включают предметные результаты изучения учебных предметов:

    Литература (базовый уровень) – требования к предметным результатам базового курса литературы должны отражать:
  1. сформированность любви к чтению;
  2. понимание связи между литературой, историей и повседневной жизнью;
  3. понимание социальных и морально-этических проблем, поднимаемых в литературных произведениях;
  4. понимание места выдающийся произведений отечественной и мировой литературы в социальной истории и истории культуры;
  5. понимание исторического и историко-культурного контекста в творчестве конкретных писателей;
  6. понимание взаимосвязей между литературой и народным творчеством;
  7. понимание тенденций в развитии литературы и смене литературных течений;
  8. умение видеть взаимосвязи между творчеством разных литераторов, а также взаимосвязи между литературой и другими искусствами;
  9. умение анализировать (на элементарном уровне) стилистические особенности тех или иных писателей и тех или иных произведений;
  10. сформированность представлений о месте и роли литературной критики;
  11. сформированность представления о многонациональной российской литературе и о вкладе в эту литературу представителей разных народов, живущих в России;
  12. знание творчества литераторов своей «малой Родины»;
  13. умение оценить не изучавшееся в школе литературное произведение и написать на него рецензию;
  14. литературное творчество самих учащихся.
    Литература (углубленный уровень) – требования к предметным результатам освоения углубленного курса литературы должны отражать:
  1. понимание и осмысленное использование понятийного аппарата современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественных произведений;
  2. владение навыками комплексного филологического анализа художественного текста;
  3. сформированность представлений о системе стилей художественной литературы разных эпох, литературных направлениях, об индивидуальном авторском стиле;
  4. владение начальными навыками литературоведческого исследования историко - и теоретико-литературного характера;
  5. умение оценивать художественную интерпретацию литературного произведения в произведениях других видов искусств (графика и живопись, театр, кино, музыка);
  6. сформированность представлений о принципах основных направлений литературной критики.

9.7. Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности

    «Физическая культура» (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения базового курса физической культуры должны отражать:
  1. умение использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга;
  2. владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью;
  3. владение основными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств;
  4. владение физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности;
  5. владение техническими приёмами и двигательными действиями базовых видов спорта, активное применение их в игровой и соревновательной деятельности.
    «Экология» (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения интегрированного учебного предмета «Экология» должны отражать:
  1. сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, об экологических связях в системе «человек–общество–природа»;
  2. понимание социальных, экономических и технологических механизмов, ведущих к разрушению окружающей среды;
  3. сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;
  4. владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;
  5. владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;
  6. сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;
  7. сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры;
  8. понимание природоохранных проблем своей местности;
  9. сформированность навыков борьбы против разрушения окружающей среды на местном и региональном уровне.
    «Основы безопасности жизнедеятельности» (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения базового курса основ безопасности жизнедеятельности должны отражать:
  1. сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как о жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также как о средстве, повышающем защищённость личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора;
  2. знание основ государственной системы, российского законодательства, направленных на защиту населения от внешних и внутренних угроз;
  3. сформированность представлений о необходимости отрицания об опасности экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального поведения.
  4. сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности;
  5. знание распространённых опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
  6. знание факторов, пагубно влияющих на здоровье человека, исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.);
  7. знание основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
  8. умение предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники;
  9. умение применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  10. знание основ обороны государства и воинской службы: законодательство об обороне государства и воинской обязанности граждан; права и обязанности гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставные отношения, быт военнослужащих, порядок несения службы и воинские ритуалы, строевая, огневая и тактическая подготовка;
  11. знание основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе;
  12. владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (при травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике.

10. Учебные предметы, курсы по выбору обучающихся, предлагаемые образовательным учреждением, в том числе учитывающие специфику и возможности образовательного учреждения.

    Результаты изучения дополнительных учебных предметов, курсов по выбору обучающихся должны отражать:
  1. развитие личности обучающихся средствами предлагаемого для изучения учебного предмета, курса: развитие общей культуры обучающихся, их мировоззрения, ценностно-смысловых установок, развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей, готовности и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению;
  2. овладение систематическими знаниями и приобретение опыта осуществления целесообразной и результативной деятельности;
  3. развитие способности к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми компетентностями, составляющими основу умения: самостоятельному приобретению и интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному решению (разрешению) проблем, осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий, самоорганизации и саморегуляции;
  4. обеспечение академической мобильности и (или) возможности поддерживать избранное направление образования;
  5. обеспечение профессиональной ориентации обучающихся.

11. Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).

Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).

Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.

12.Требования Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы определяют содержательно-критериальную и нормативную основу оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений.

Освоение обучающимися основной образовательной программы завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией выпускников. Государственная (итоговая) аттестация обучающихся проводится по всем изучавшимся учебным предметам.

Обучающийся может самостоятельно выбрать уровень (базовый или углубленный), в соответствии с которым будет проводиться государственная (итоговая) аттестация в форме единого государственного экзамена.

Допускается прохождение обучающимися государственной (итоговой) аттестации по завершению изучения отдельных учебных предметов на базовом уровне после 10 класса.

I. Общие положения
III. Требования к структуре основной образовательной программы

Обсуждение состоится 07 апреля 2015 г. в 18 часов в Зале заседаний МОИП
(Зоологический музей МГУ, помещение № 11. Адрес: Москва, ул. Большая Никитская, 6).

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Hosted by uCoz