Московское общество испытателей природы Естественнонаучная библиотека Научные семинары в Москве Форумы по науке и образованию

BannerDrive.ru

Борис Павлович Никитин: слово к юбилею

21 января 2016 года исполнилось 100 лет со дня рождения Бориса Павловича Никитина (1916 - 1999), выдающегося советского педагога, разработавшего методики раннего развития ребёнка и опробовавшего их на своих детях. В своё время семья Никитиных пользовалась большой популярностью в нашей стране, вызывая острые дискуссии в самых разных слоях общества.

Работы Б.П.Никитина и его жены Л.А.Никитиной привлекли внимание широкой общественности к воспитанию и развитию детей. В какой-то степени можно сказать, что в нашей стране Никитины сыграли такую же роль, какую в США сыграли детские врачи и педагоги Бенджамен Спок (1903 - 1998) и Гленн Доман (1919 - 2013), а в Японии бизнесмен Масаро Ибука (1908 - 1997) и психолог Макато Шичида (1929 - 2009).

Б.П.Никитин (21.01.1916 – 30.01.1999) родился в станице Суворовская Ставропольского края в семье фельдшера. В 1941 году окончил Военно-Воздушную академию имени Н.Е.Жуковского. В годы Великой Отечественной войны служил инструктором по подготовке лётчиков-истребителей. В 1949 году демобилизовался в звании майора.

После демобилизации работал в Министерстве трудовых резервов, откуда был вынужден уволиться из-за несогласия с официальными установками. Затем работал учителем физкультуры и труда в школе. Увлекается идеями А.С.Макаренко, вместе с единомышленниками пытается создать трудовую школу. Однако реализовать эту идею не удалось.

10 декабря 1957 года встречается с учительницей Леной Алексеевной Литвиновой (1930 - 2014). Вскоре Б.П.Никитин и Л.А.Литвинова поженились.

Отец Л.А.Литвиновой погиб в годы Великой Отечественной войны, мать – учительница математики. Брат – известный архитектор. В 1950 году Л.А.Литвинова окончила Библиотечный техникум, в 1954 г – МОПИ. Работала учителем русского языка и литературы на Алтае и в Москве.

У Б.П. и Л.А.Никитиных было 7 детей: Алексей (1959 г.р.), Антон (1960 г.р.), Оля (1962 г.р.), Аня (1964 г.р.), Юля (1966 г.р.), Иван (1969 г.р.) и Люба (1971 г.р.)

После рождения старшего сына Б.П. и Л.А.Никитины начали разрабатывать методику развития способностей ребёнка.

    По словам Бориса Павловича, эта методика основывалась на «трех китах»:
  • Богатой для разнообразной деятельности обстановке.
  • Свободы и самостоятельности детей в занятиях и играх.
  • Искренней заинтересованности в делах детей.

Для своих детей Борис Павлович создал разнообразные тренажеры и развивающие игры. Важную играло и физическое закаливание детей. Старший сын Никитиных страдал сильным диатезом. Родители заметили, что на холоде диатез ослабевал. С этого времени Алёшу, а затем и остальных детей начали активно закаливать.

Б.П.Никитин изобрёл большое число развивающих игр для детей разного возраста. Эти игры в промышленном масштабе впервые стали выпускаться в Германии, а затем – в Японии.

В 1962 году появилась первая публикация о семье Никитиных. В 1963 году вышла книга самих Никитиных об опыте воспитания детей.

Никитиных поддержал кардиохирург академик Николай Михайлович Амосов (1913 - 2002) и физиолог Илья Аркадьевич Аршавский (1903 - 1996). Сотрудники лаборатории Аршавского регулярно обследовали детей Никитиных. Книга Никитиных «Мы и наши дети» вышла с предисловием Амосова и послесловием Аршавского. И.А.Аршавский подчёркивал, что система Никитиных особенно полезна для ослабленных детей.

В конце 1960-х годов Б.П.Никитин выдвинул гипотезу Необратимого Угасания Возможностей Эффективного Развития Способностей (НУВЭРС). Согласно этой гипотезе, та или иная способность человека может развиваться только в определённом возрасте. Если этот возраст пропущен, то развить соответствующие способности будет очень трудно.

Б.П. и Л.А.Никитины крайне отрицательно относились к практике детских садов и школ. По их мнению, детский сад и школа подавляют развитие творческих способностей ребёнка. И для многих детей, увы, необратимо.

В эти годы была реабилитирована генетика и в обществе шли горячие споры о том, определяется ли наличие тех или иных способностей всецело и исключительно сочетанием полученных от родителей генов или же потенциально способны практически все дети, и способности можно целенаправленно формировать.

Среди сторонников первой точки зрения были генетик В.П.Эфроимсон и философ Д.И.Дубровский, среди сторонников второй точки зрения – генетик Н.П.Дубинин и философ Э.В.Ильенков.

В этой дискуссии Никитины решительно поддержали сторонников второй точки зрения.

В начале 1970-х годов началась активная критика опыта Никитиных. 14 января 1970 года в «Литературной газете» была опубликована статья Татьяны Снегирёвой «Осторожно, детство!», 21 апреля в той же «Литературной газете» появилась статья «Видимые эффекты и невидимые дефекты». Отклики на эти статьи были опубликованы 30 сентября того же года.

Вообще говоря, критическое отношение к новым идеям есть необходимое условие нормального развития науки. И не только науки. Однако дискуссия об опыте Никитиных явно вышла за пределы делового обсуждения. Сторонники Никитиных рассматривали критиков как защищающих свой ведомственный интерес замшелых консерваторов, а критики рассматривали Никитиных как склонных к саморекламе авантюристов. Плодотворного обсуждения не получилось.

Взаимоотношение официального научного сообщества с нетривиальными мыслителями, мечтающими перевернуть науку, складываются нередко достаточно сложно. Вопреки распространённой точке зрения, не признаваемые официальной наукой «гении» далеко не всегда бывают правы (вспомним Т.Д.Лысенко). Бывает по-разному. Подобные ситуации требуют высокого чувства ответственности и уровня культуры с обеих сторон. К сожалению, это далеко не всегда бывает.

Несмотря на официальную критику, популярность Никитиных росла. В 1970-х годов в СССР стало развиваться движение «семейных клубов». Члены этих клубов активно использовали методики Никитиных в работе со своими детьми.

Дети Никитиных приходили в школу в пятом классе и «прыгали» через классы. Они были действительно умные и легко осваивали учебные программы. В отличие от типичного умного подростка, они были не эрудитами, а решателями проблем. Но обучение вместе с более старшими детьми породили трудности в социализации. В школе дети Никитиных чувствовали себя дискомфортно, нередко нарушали дисциплину.

    Никто из детей Никитиных не сделал блестящей карьеры. Их судьба сложилась следующим образом:
    Пятеро детей Никитиных после 8 класса ушли в средние специальные учебные заведения.
  • Алексей: окончил Физфак МГПИ, специалист в области электроники, работает в Англии.
  • Антон: окончил Химфак МГУ, химик.
  • Оля: окончила Юрфак МГУ, юрист фирмы.
  • Аня: окончила медучилище, медсестра.
  • Юля: окончила Московский ин-т культуры, редактор региональной газеты.
  • Иван: окончил механический техникум и курсы видеооператоров, работает видеооператором на ТВ.
  • Люба: окончила библиотечный техникум, домохозяйка, мать девятерых детей.

Большая семья Никитиных была дружной, дети Никитиных продолжали работу родителей по раннему развитию уже следующего поколения детей. В 2012 году в семье Никитиных было 27 внуков и три правнука.

Никитины не привили своим детям честолюбия и карьеризма. Они не стремились занять высокое положение и иметь много денег. Помимо всего прочего, дети Никитиных, так же как и их родители, не стремились быть удобными обществу и в значительной степени себя этому обществу противопоставляли.

Тем не менее, крайне обидно, что дети Никитиных так и не смогли в полной степени самореализоваться. И возникает вопрос, почему?

Может быть, ответ на этот вопрос даст история одной из последовательниц Никитиных.

Татьяна Михайловна П. окончила Механико-математический факультет одного из университетов в Сибири. Несмотря на признаваемые всеми способности, её академическая карьера не сложилась: помешала сильно развитая склонность разбрасываться. Одной математики ей было мало. Она интересовалась философией, политэкономией, работала воспитательницей в детском саду, учителем в школе, создавала Автоматическую Систему Управления образованием в масштабе области, писала книги на разные темы (которые, разумеется, никто не печатал). Словом, вела жизнь, типичную для Великих Людей в эпоху Возрождения.

Одним из увлечений Татьяны Михайловны было ранее развитие способностей детей. Она с интересом изучала работы Никитиных и, как творческий человек, внесла в их методы немало нового.

У Татьяны Михайловны было двое детей, которых она воспитывала по методикам Никитиных (разумеется, с собственными модификациями).

Старший сын Миша стал талантливым математиком и геофизиком. Но таких талантливых молодых учёных в наши дни немало. А вот младшая дочка Катя выросла совершенно уникальной.

Во-первых, Катя с самого раннего детства писала стихи. В этом, вообще говоря, ещё нет ничего уникального – стихи пишут многие дети. Большей частью про солнышко и про котов. Но Катины стихи были нетипичны – каждое стихотворение посвящалось какой-то очень серьёзной проблеме. Жизнененной, философской, политической. Создавалось впечатление, что ребёнок напряжённо наблюдает за окружающей жизнью, пытается осмыслить свои наблюдения, и это осмысление превращается в стихи.

Катя окончила среднюю школу в 14 лет, окончив одновременно музыкальную и художественную школы и став шахматистом первого разряда (шахматами увлекалась и Катина мама). Затем училась в Новосибирской консерватории и Московском литературном институте.

Сейчас Кате немногим больше тридцати лет. Она автор семи опер (одна из них – по роману М.А.Булгакова «Бег»), более трёх тысяч стихов, кандидат искусствоведения, автор большого числа статей о литературе и искусстве. Её фантастическая работоспособность поражает окружающих. Она – действительно гений работоспособности по В.П.Эфроимсону.

Почему так по разному сложилась судьба детей Никитиных и детей Татьяны Михайловны? Конечно, судя по биографии, гены у Татьяны Михайловны были достаточно крутыми. И, вполне естественно, что сын и дочка унаследовали часть этих генов. Но думаю, что это не главное. Дети Татьяны Михайловны унаследовали от своей мамы напряжённый интерес к жизни. А детям Никитиных жизнь за пределами их семьи была неинтересна.

Один из наиболее жёстких критиков Никитиных историк А.М.Буровский в своей книге «Феномен мозга. Тайны 100 млрд. нейронов» (М: ЯУЗА, ЭКСМО, 2010) писал: «...Никитины не доверяли миру и старались отгородить от него детей. Фактически семья образовала своего рода секту со своими правилами жизни, приоритетами и законами».

Как говорил А.С.Пушкин «...Нам целый мир – чужбина, Отечество нам – Царское село». По счастью, сам Александр Сергеевич этим принципом всерьёз не руководствовался. Иначе он вряд ли бы стал Великим Поэтом.

Ещё один из критиков писал о детях Никитиных: у них в семье было все, кроме самого главного - достойной цели. А где нет целей - там способности оказываются не нужными.

Идея формирования гениев в искусственных условиях в одной отдельно взятой семье в очередной раз потерпела крах.

Оценивая работу, проделанную семьёй Никитиных, мы не можем не поразиться её размаху и масштабам. Никитины накопили огромный фактический материал, посвященный развитию детей, и выявили этапы развития, на которых то или иное активное вмешательство оказывается высокоэффективным. Наверное, их вклад заслуживал самых высоких академических регалий: докторских степеней, избрания в Академию педагогических наук, престижных премий. Этого, увы, не произошло.

Многие разработки Б.П. и Л.А.Никитиных активно внедряются в практику дошкольного воспитания детей. И в нашей стране, и за рубежом. Интерес к развивающим играм, разработанным Никитиными, неизменно высок.

И в России и за рубежом продолжается активный поиск новых методик раннего развития детей. Оригинальные методики такого развития разработали отечественные педагоги Н.А.Зайцев, П.В.Тюленев, инженер В.В.Воскобович. Есть и другие отечественные разработки.

Среди зарубежных авторов, занимавшихся этой тематикой, следует отметить американского детского врача Гленна Домана. В 1940-х годах он разработал методику реабилитации детей, страдающих тяжёлыми нервно-психическими заболеваниями, а затем модифицировал эту методику по отношению к нормальным детям. Результаты получились очень интересными.

В 1971 году в Японии вышла книга президента компании «Сони» Масару Ибуко «После трёх уже поздно», посвящённая раннему развитию детей. Эта книга стала очень популярной и в Японии, и за её пределами. В высшей степени знаменательно, что интерес к раннему развитию детей проявил очень крупный представитель деловых кругов. В этих кругах хорошо чувствуют новые источники получения прибыли.

Японский психолог профессор Макато Шичида разработал эффективные методики раннего развития детей, основанные на активизации процессов в правом полушарии головного мозга.

Стоит ли рекомендовать родителям применять систему Никитиных по отношению к своим собственным детям? Не отдельные методические находки, а систему в целом, включая хождение босиком по снегу и прочие подвиги. У меня нет однозначного ответа на этот вопрос. Выражаясь современным языком, система Никитиных – это высокая технология, а высокие технологии требуют профессионализма. Готовы ли родители стать профессионалами в педагогике? Если нет, то от внедрения системы Никитиных лучше воздержаться. Оно безопаснее...

То же самое следует сказать и о других «сильных» системах раннего развития детей.

В своей работе «Школа вчера и завтра» Борис Павлович Никитин писал о школе своей мечты. Из школы, в которой ученик заучивает написанные в книге тексты, после чего как попугай их повторяет, школа должна стать местом труда и творчества, в котором детей не нужно силой заставлять учиться. Хочется надеяться, что эта мечта когда-нибудь осуществится.

 

С.В.Багоцкий

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Hosted by uCoz