Акция 'Скажи 'нет' грязным экзаменам!'

Московское общество испытателей природы

Секция Естественнонаучного образования

 

Материалы к обсуждению на заседании секции 20 мая 2003 г.

 

К списку заседаний

 

Приложение

к Федеральному закону

"О государственном образовательном стандарте основного общего образования."

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Образовательная область

"ЛИТЕРАТУРА"

(Альтернативный проект)

Подготовлен Московским обществом испытателей природы

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

 

I.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ.

Образовательная область "ЛИТЕРАТУРА" представляет одну из базовых образовательных областей основного общего образования. Ее роль в системе школьного образования обусловлена важной ролью словесности в нравственном и эстетическом воспитании, а также в интеллектуальном развитии учащихся.

 

I.2. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ.

    Изучение образовательной области "ЛИТЕРАТУРА" призвано обеспечить:
  1. Воспитание любви к чтению и способности наслаждаться художественной литературой.
  2. Нравственное воспитание и эстетическое развитие учащихся.
  3. Формирование навыков анализа литературных произведений.
  4. Понимание философских, психологических и социальных проблем, волновавших литераторов.
  5. Понимание взаимоотношений между людьми.
  6. Воспитание любви к Родине, родной культуре и родному языку.
 

I.3. ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ.

    Изучение образовательной области "ЛИТЕРАТУРА" включает следующие взаимосвязанные содержательные линии.
  1. Что такое литература?
  2. Литература и общество.
  3. Народное литературное творчество.
  4. Европейская литература.
  5. Литература стран Востока.
  6. Русская литература.
  7. Литература родного края.
  8. Подросток пишет стихи.
 

I.4. ПЕРИОД И НОРМАТИВНАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ.

В соответствии с федеральным базисным планом основного общего образования период и нормативная продолжительность изучения образовательной области "ЛИТЕРАТУРА" установлены с 5 по 11 класс, 4 учебных часа в неделю.

 

II. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ.

 

II.1. ЧТО ТАКОЕ ЛИТЕРАТУРА?

Литературное произведение. Восприятие литературного произведение. Устное и письменное литературное творчество. Профессиональные и непрофессиональные литераторы. Графоманы. Возможно ли коллективное литературное творчество?

Содержание и форма литературного произведения. Сюжет литературного произведения. "Кочующие сюжеты". Идейное содержание литературного произведения. Изобразительные приемы.

Поэзия и проза. Драматургия.

Классификация литературных произведений по размеру. Многотомная эпопея, роман, повесть, рассказ, анекдот, афоризм. Роман в стихах, поэма, стихотворение, поэтическая миниатюра. Пьеса. Художественные возможности произведений разного размера.

Классификация по сюжету и отношению к происходящим событиям. Эпос. Трагедия. Драма. Комедия. Сатира и юмор. Приключенческая литература. Детективная литература. Научная фантастика. Научно-популярная литература. Литературная критика. Публицистика. Философская литература. Детская литература и литература для подростков. Их особенности.

Поэзия. Любовная лирика. Философская лирика. Песня. Литература и память народа.

 

II.2. ЛИТЕРАТУРА И ОБЩЕСТВО.

Общественная роль литературы. Литература, как способ познания мира и формирования отношения к различным явлениям действительности. Роль литературы в развитии общественного сознания. Литература и власть.

 

II.3. НАРОДНОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО.

Народное литературное творчество. Как и кем создаются пpоизведения наpодного литеpатуpного твоpчества? Народное литературное творчество в прошлом. Эпос. Мифы. Легенды. Народные сказки. "Страшные рассказы". Народные песни. Анекдоты. Народное творчество в наши дни. Бардовская песня. Народное творчество и власть.

 

II.4. ИСТОРИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Античная литература: основные особенности и достижения. Библия. Евангелие. Послания апостола Павла.
  2. Средневековая литература: особенности и достижения. Развитие литературы в эпоху Возрождения. Основные достижения.
  3. Литература Нового времени. Творчество В.Шекспира, М.Сервантеса, Ж.Б.Мольера.
  4. Литература эпохи Просвещения. Творчество Ф.Вольтера: за и против. Философские сочинения К.А.Гельвеций, Ж.Ж.Руссо. Проблемы, интересовавшие литераторов эпохи Просвещения. К.Руже де Лиль: "Марсельеза". И.В.Гете: великий писатель и ученый. "Страдания юного Вертера". "Фауст".
  5. Литература XIX века. Эпоха романтизма. Романтизм консервативный и революционный. Дж.Г.Байрон. Г.Х.Андеpсен.
  6. Развитие реалистической литературы. А.Стендаль: "Красное и черное". Творчество О.Бальзака - энциклопедия французской жизни. П.Беранже и В.С.Высоцкий - чем они похожи и чем отличаются. Творчество В.Гюго. "Отверженные".
  7. Зарождение научной фантастики. Творчество Жюля Верна. "Таинственный остров" - единственное в мировой литературе произведение, где героев ценят за то, что они знают и умеют. Приключенческая литература. Творчество А.Дюма - отца. "Три мушкетера". Статья Г.Башкировой "В четырех зеркалах"("Эти три мушкетера"). Р.Л.Стивенсон: "Остров сокровищ". Творчество Г.Гейне.
  8. Литература США. Г.Бичер-Стоу: "Хижина дяди Тома". Творчество М.Твена. "Приключения Тома Сойера".
  9. Литература конца XIX - начала XX веков. Декадентство. Классический английский детектив: творчество А.Конан-Дойла, Г.Честертона, А.Кристи. Чем классический детектив отличается от "чернухи".
  10. Литература и рабочее движение. Творчество Э.Потье, Дж. Хилла. Э.Потье: "Интернационал". Ж.П.Шаброль "Пушка "Братство"".
  11. Зарубежная литература XX века. Основные тенденции развития. Творчество Э.Хемингуэя, П.Сэлинджера. А. де Сент-Экзюпери: "Планета людей", "Маленький принц".

II.5. ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУР СТРАН ВОСТОКА.

  1. Литература стран Дальнего Востока. Средневековая китайская поэзия. Творчество Ли Бо и Ду Фу. Творчество Бо Цзюи. Средневековая японская поэзия. Японские поэтические миниатюры: различные стили. Китайская поэзия XX века: Го Можо, Ай Цин.
  2. Арабская литература. Коран. "Тысяча и одна ночь". Арабская любовная лирика.
  3. Персидская литература. Творчество Фирдоуси, О.Хайяма, Низами, Саади, Хафиза.
  4. Литература народов Средней Азии. А.Навои. Махтумкули. Джамбул Джабаев. Творчество Ч.Айтматова.
  5. Литература народов Закавказья. Творчество Ш.Руставели.
  6. Литература народов Северной Азии. Ю.Рытхэу.

II.6. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Древнерусская литература: "Повесть временных лет", "Слово о полку Игореве". Древнерусская литература и древнерусское искусство.

    Русская литература 17 века. Публицистическая деятельность протопопа Аввакума.

    Русские народные сказки и произведения, написанные по их мотивам. "Сказка о Царе Салтане" А.С.Пушкина, "Конек-Горбунок" П.П.Ершова. "Сказы" П.Бажова.

  2. Реформы Петра I и развитие русской культуры. Научная и литературная деятельность М.В.Ломоносова. Творчество В.К.Тредиаковского, А.П.Сумарокова. Развитие сатиры. Литературная деятельность Екатерины II. Д.И.Фонвизин: "Недоросль". А.Н.Радищев "Путешествие из Петербурга в Москву". Поэзия Г.Р.Державина. Басни И.А.Крылова.
  3. Русская литература начала XIX века. Сентиментализм. "Бедная Лиза" Н.М.Карамзина. Романтизм. Баллады В.А.Жуковского. А.С.Грибоедов: "Горе от ума".

    А.С.Пушкин и его роль в развитии русской литературы. Лирика Пушкина. "Евгений Онегин" - энциклопедия русской жизни. Осмысление истории и судеб России: "Капитанская дочка", "Борис Годунов", "Медный всадник". Маленькие трагедии. Проблемы, волновавшие А.С.Пушкина.

    Статьи В.Г.Белинского об А.С.Пушкине.

    Поэты Пушкинского круга. А.И.Полежаев - первый поэт-разночинец. П.П.Ершов: "Конек Горбунок".

    М.Ю.Лермонтов. Лирика. "Мцыри". "Маскарад". "Герой нашего времени". Проблемы, волновавшие М.Ю.Лермонтова.

    Н.В.Гоголь. "Вечера на хуторе...". "Петербургские повести". "Ревизор". "Мертвые души". Проблемы, волновавшие Н.В.Гоголя.

    Литературная критика 30 - 40-х годов XIX века.

    Жизнь, деятельность и взгляды А.И.Герцена. "Былое и думы". Творчество И.С.Тургенева. "Записки охотника". "Муму". "Накануне". "Отцы и дети". Отношение к нигилистам. Стихотворения в прозе. Тургеневские девушки. Проблемы, волновавшие И.С.Тургенева.

    И.А.Гончаров: "Обыкновенная история".

    А.Н.Островский. "На всякого мудреца довольно простоты".

    Н.С.Лесков. "Левша".

    Творчество Н.А.Некрасова. Гражданская лирика. Стихотворения, ставшие народными песнями. "Генерал Топтыгин". "Дедушка". "Русские женщины". "Кому на Руси жить хорошо". Проблемы, волновавшие Н.А.Некрасова. Издательская деятельность Н.А.Некрасова.

    Ф.И.Тютчев. Избранная лирика.

    Н.Г.Чернышевский, его жизнь, деятельность и взгляды. Литературная критика. Роман "Что делать". Теория разумного эгоизма. Отношение к Н.Г.Чернышевскому и его творчеству. Н.А.Добролюбов. Литературно-критические статьи. Стихи.

    Д.И.Писарев - "властитель дум" поколения. Литературно-критические статьи. "Наша университетская наука". Статьи о Пушкине: за и против.

    М.Е.Салтыков-Щедрин. "Сказки". "История одного города". Продолжение "Истории одного города", написанное В.Пьецухом. Персонажи Салтыкова-Щедрина в современной действительности.

    Л.Н.Толстой. Жизненный путь и эволюция мировоззрения. "Детство", "Отрочество", "Юность". "Севастопольские рассказы". "Война и мир". "Анна Каренина". Мысль народная и мысль семейная. Проблемы, волновавшие Л.Н.Толстого.

    Ф.М.Достоевский. Жизнь и творчество. Проблемы, волновавшие Ф.М.Достоевского. Взгляд Ф.М.Достоевского на человека. Ф.М.Достоевский и современная наука.

    А.П.Чехов. Рассказы. Отношение к окружающей социальной действительности. Проблемы, волновавшие А.П.Чехова.

  4. Русская литература XX века. Новые проблемы и новые темы. Леся Украинка: Человек на крутых поворотах истории.

    Максим Горький. Творческий путь и эволюция мировоззрения. Российский капитализм в произведениях Горького. "Васса Железнова". "Жизнь Клима Самгина" - энциклопедия предреволюционной России. М.Горький и Советская власть.

    Серебряный век Российской культуры: разные оценки. Творчество В.Я.Брюсова, А.А.Блока, К.Д.Бальмонта, Н.С.Гумилева, А.А.Ахматовой, Саши Черного. Основные поэтические направления.

    Литературная критика начала XX века: различные направления. А.В.Луначарский. К.И.Чуковский.

    В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. Лирика. Поэмы о революции. Взгляд на поэтическое творчество. Отношение к обывательскому миру.

    С.А.Есенин. Лирика.

    Литературные направления 20-х годов и тенденции их развития.

    А.Н.Толстой "Гадюка".

    М.А.Шолохов. "Тихий Дон".

    М.А.Булгаков. "Мастер и Маргарита".

    Творчество А.П.Платонова.

    Н.А.Островский: "Как закалялась сталь". Книга Л.А.Аннинского о романе Н.А.Островского.

    Поэзия начала 30-х годов. "Смерть пионерки" Э.Г.Багрицкого. Стихи Я.В.Смелякова, П.Н.Васильева, Б.П.Корнилова. С.И.Чекмарева.

    Литература 2-й половины 30-х годов. А.П.Гайдар: "Военная тайна", "Судьба барабанщика", Д.Б.Кедрин "Зодчие", Л.М.Леонов "Метель", Б.М.Житков "Механик Салерно". "Дни Турбиных" М.А.Булгакова - почему эту пьесу так любил И.В.Сталин? Стихи М.В.Исаковского. "Катюша". Стихи К.М.Симонова, П.Д.Когана. Взлет советской музыки в конце 1930-х годов: творчество С.С.Прокофьева, Д.Д.Шостаковича, А.И.Хачатуряна.

    Переосмысление русской истории. "Петр Первый" А.Н.Толстого - Россия 18-го и Россия 20-го века. Фильм С.М.Эйзенштейна "Иван Грозный".

    Представители дореволюционной интеллигенции в советской литературе: А.А.Ахматова, Б.Л.Пастернак, О.Э.Мандельштам.

    Литература русской эмиграции. Марина Цветаева - ее творчество и судьба.

    Детская литература 20-х - 30-х годов. Творчество А.П.Гайдара, Б.М.Житкова, С.Я.Маршака, К.И.Чуковского, Р.И.Фраермана.

    Литературная критика 1930-х годов. Работы М.А.Лифшица.

    Литература времен Великой Отечественной войны. Стихи М.И.Исаковского и К.М.Симонова. "Василий Теркин" А.Т.Твардовского. М.Джалиль: "Моабитская тетрадь". Стихи поэтов-фронтовиков.

    "Молодая гвардия" А.А.Фадеева.

    Обращение писателей к военной теме в 60-е, 70-е и 80-е годы.

    Развитие литературы в послевоенный период.

    Общественно-политическая ситуация 50-х годов и развитие литературы. "Районные будни" В.В. Овечкина, "Битва в пути" Г.Е.Николаевой, "Русский лес" Л.М.Леонова. Поэзия конца 50-х - начала 60-х годов, творчество Н.Коржавина, А.В.Жигулина, Н.М.Рубцова, Е.А.Евтушенко, А.А.Вознесенского, Р.И.Рождественского, Б.Ш.Окуджавы. Бардовская песня.

    Научная фантастика: произведения И.А.Ефремова, братьев А.Н. и Б.Н.Стругацких. "Путешествие длиною в век" В.Ф.Тендрякова.

    Проблемы, волновавшие литераторов 50-х - 60-х годов.

    Развитие литературы малых народов СССР. Творчество Ч.Т.Айтматова, Р.Г.Гамзатова, Ф.А. Искандера, Ю.С.Рытхэу и его влияние на многонациональную советскую литературу.

    Развитие критического реализма. Произведения В.Ф.Тендрякова, В.Г.Распутина, Ю.В. Трифонова, А.В.Вампилова, Ю.М.Полякова. Деревенская проза. Творчество В.М.Шукшина.

    Осмысление истории. М.Д.Симашко: романы "Маздак" и "Семирамида". Стихи Н.Коржавина. "Покушение на миражи" В.Ф.Тендрякова. Произведения В.А.Пьецуха.

    Лагерная тема в литературе.

    Формирование антикоммунистического направления в литературе. Произведения А.И.Солженицина.

    Детская литература 60-х - 70-х гг.: произведения В.П.Крапивина. "Джун и Мервин" О.П.Бенюха. "Наташа" В.С. Суворова. "Завтра была война" Б.Л. Васильева.

    Поэзия 70-х - 80-х годов. Творчество А.В.Жигулина, Н.М.Рубцова, В.С.Высоцкого, И.А.Бродского.

    Стихи и песни, родившиеся в Афганистане.

    Религиозная поэзия: Вениамин Блаженный, иеромонах Роман.

    Рок-поэзия и рок-музыка. Творчество А.Н.Башлачева.

    Литературная критика 70-х - 80-х годов. Статьи и книги Л.А.Аннинского.

    Перестройка и развитие литературы. Публикация ранее неопубликованных произведений. "Дети Арбата" А.Н.Рыбакова, "Жизнь и судьба" В.С.Гроссмана, "Ночевала тучка золотая" А.И.Приставкина.

    Литература 1990-х годов. Развитие "коммерческой" литературы. Литература протеста: стихи Марины Струковой, В.Озеров "Плутишкина сказка".

 

II.7. ЛИТЕРАТУРА РОДНОГО КРАЯ.

  1. Творчество литераторов своей области, района, города.
  2. Вклад наших земляков в российскую словесность.
 

II.8. ПОДРОСТОК ПИШЕТ СТИХИ.

  1. Поэтическое творчество детей и подростков. Стихи учеников Царскосельского лицея. Юные поэты советской и постсоветской России: Оля Лебедушкина, Вика Ветрова, Ника Турбина, Лена Бобровникова, Даниил Мишин, Катя Приходовская и др.
  2. Юные поэты нашей школы.
 

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ.

 

По итогам освоения обязательного минимума содержания образовательной области "ЛИТЕРАТУРА" выпускники должны:

 

III.1. ПОНИМАТЬ.

  1. Роль литературы в обществе.
  2. Проблемы, волновавшие авторов изучаемых произведений.
  3. Логику развития взглядов изучаемых писателей.
  4. Общую логику развития русской и европейских литератур XVIII - XX веков.
 

III.2. ЗНАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

  1. Приблизительно представлять себе историческое и литературное значение всех остальных художественных произведений, перечисленных в разделе II.

III.3. ЗНАТЬ ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ПИСАТЕЛЕЙ.

  1. На первом уровне (подробно знать биографию, понимать внутреннюю логику творческого развития и его этапы, место, занимаемое писателем в истории и литературе):

    А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, М.А.Шолохова.

  2. На втором уровне (представлять себе биографию, взгляды, место, занимаемое в истории и литературе):

    У.Шекспира, М.Сервантеса, Ж.Б.Мольера, Ф.Вольтера, Ж.Ж.Руссо, И.В.Гете, Дж.Байрона, А.Стендаля, Э.Хемингуэя, А. де Сент Экзюпери, Ду Фу, Низами, Фирдоуси, О.Хайама, Ш.Руставели, А.Навои, М.В. Ломоносова, Екатерины II, Д.И.Фонвизина, Г.Р. Державина, Н.М. Карамзина, В.А. Жуковского, И.А. Крылова, А.С. Грибоедова, Д.В. Давыдова, А.И. Полежаева, П.П. Ершова, В.Г. Белинского, А.И. Герцена, И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, А.Н. Островского, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.П. Чехова, Л. Украинки, И.А. Бунина, А.И. Куприна, М. Горького, А.В. Луначарского, В.В. Маяковского, С.А. Есенина, А.Н. Толстого, М.А. Булгакова, А.П. Платонова, А.А. Блока, Н.С. Гумилева, А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой, О.Э. Мандельштама, Б.Л. Пастернака, М.А. Булгакова, М.М. Зощенко, А.П. Гайдара, Н.А. Островского, А.А. Фадеева, Б.М. Житкова, К.Г. Паустовского, Я.В. Смелякова, П.Н. Васильева, Б.П.Корнилова, М.А.Лифшица, П.Д.Когана, К.М.Симонова, А.Т.Твардовского, М.В.Исаковского, М.Джалиля, В.В.Овечкина, Л.М.Леонова, И.А.Ефремова, А.В.Жигулина, Н.Коржавина, И.А.Бродского, Н.М.Рубцова, А.И.Солженицина, В.Ф.Тендрякова, М.Д.Симашко, В.Г.Распутина, Ч.Т.Айтматова, Р.Г.Гамзатова, Ф.А.Искандера, Ю.С.Рытхэу, А.В.Вампилова, В.М.Шукшина, В.С.Гроссмана, Б.Ш.Окуджавы, В.С.Высоцкого, А.Н.Башлачева, В.Блаженного, Ю.М.Полякова, Л.А.Аннинского, М.Струкову, В.Озерова.

  3. Представлять себе, где и когда жили другие авторы, упомянутые в разделе II, и их вклад в литературу.
 

III.4. УМЕТЬ АНАЛИЗИРОВАТЬ.

  1. Сюжет литературного произведения, проблемы, волновавшие автора, и содержащиеся в литературном произведении идеи.
  2. Художественные особенности литературного произведения.
  3. Общественное значение художественного произведения и его влияние на современников.
 

III.5. УМЕТЬ.

  1. Дать самостоятельную, обоснованную и объективную оценку идейному содержанию и художественным достоинствам прочитанного (не изучавшегося в школе) произведения.
  2. Дать оценку стилистических достоинств и недостатков приведенного текста.
  3. Написать рецензию на прочитанное произведение.
  4. Написать сочинение на заданную литературную, научную или политическую тему.
  5. Устно или письменно обосновать свое несогласие с теми или иными положениями литературно-критической статьи.
  6. Перевести несложный художественный текст с изучаемого иностранного языка на русский с сохранением его художественных особенностей.
  7. Написать небольшой рассказ или стихотворение.
  8. Подобрать литературоведческую и критическую литературу на интересующую тему.
 

III.6. ЗНАТЬ СТИХИ

  Яндекс цитирования Сдать на пять! - Портал помощи школьникам в решении домашних заданий  

Сайт создан в системе uCoz