BannerDrive.ru
 

Московское общество испытателей природы

Секция Естественнонаучного образования

 

Материалы к обсуждению на заседании секции 28 октября 2008 г.

 

К списку заседаний

 

ТЕЗИСЫ

к дискуссии "Высшее образование с точки зрения экономики"

   
 
  1. Для формирования адекватной реальным потребностям нашей страны образовательной политики необходимо четко указать место системы образования в народном хозяйстве страны.
    В настоящее время набирает силу тенденция говорить об образовательных услугах и рассматривать систему образования как одну из отраслей сферы услуг. При этом обучающийся молодой человек рассматривается как потребитель услуги, за которую он, естественно, должен расплачиваться из собственного кармана.
    Это - принципиальная ошибка.
    По принятой в СССР классификации система образования должна рассматриваться как отрасль промышленности группы "А" (производство средств производства). Ибо система образования (не только высшего, но и среднего) в конечном итоге производит главное средство производства - квалифицированную рабочую силу. Поэтому оплачивать образование должны потребители квалифицированной рабочей силы.
    Можно себе представить следующий механизм такой оплаты. Фирма, нанимающая специалиста с высшим образованием, платит государству налог, который перечисляется на счет ВУЗа, который окончил соответствующий специалист. Этот налог должен расти опережающими темпами с ростом зарплаты специалиста. В этом случае ВУЗу платят не за процесс обучения, а за его результат. А преподаватели, учившие студента, могут получить хорошую прибавку к зарплате или пенсии. В случае, если кто-то из преподавателей, не дай Бог, умрет, деньги получат его наследники.
    Для самого студента образование должно быть бесплатным.
    Налог с зарплаты специалистов позволит нашей стране получить с западных научных центров и фирм какую-то компенсацию за утечку мозгов.
  2. Главный недостаток приема в ВУЗы по итогам Единого Государственного Экзамена заключается в том, что ключи от ВУЗов отнимаются у ВУЗов, несущих хоть какую-то ответственность за качество обучения в своих стенах и передается государственным чиновникам, которые ни за что ответственности не несут. На самом деле необходимо провести прямо противоположную реформу: предоставить право формировать Правила Приема в конкретный ВУЗ организациям, где будут работать его выпускники. Ибо ВУЗ заинтересован в студентах, которых удобно учить, а организации - в хороших специалистах. Как показывает опыт, это не одно и то же.
    Например, было бы разумно, если бы Правила Приема в МГТУ им. Баумана создавались и утверждались руководством корпорации "Росвооружение". А что касается Правил Приема в Московский университет - то они должны создаваться Отделениями Российской академии наук и утверждаться ее Президиумом. Сомнительно, чтобы Президиум РАН решил принимать в МГУ студентов по итогам ЕГЭ.
  3. Общественные организации, ведущие борьбу против проводимых в нашей стране реформ образования, большей частью не предлагают сильных альтернатив этим реформам, неявно призывая вернуться к дореформенному положению. Такая пассивная позиция снижает эффективность несомненно благородной деятельности этих организаций и поэтому не может быть одобрена. Противники правительственной политики должны выдвигать сильные и убедительные альтернативные проекты реформирования образования. Только в этом случае они смогут добиться успеха.
 

Обсуждение состоится 28 октября 2008 г. в 18 часов в Зале заседаний МОИП
(Зоологический музей МГУ, помещение № 11. Адрес: Москва, ул. Большая Никитская, 6).

  Яндекс цитирования Сдать на пять! - Портал помощи школьникам в решении домашних заданий  

Сайт создан в системе uCoz