BannerDrive.ru

Московское общество испытателей природы

Секция Естественнонаучного образования

Материалы к обсуждению на заседании секции 07 апреля 2015 г.

К списку заседаний

Тезисы к обсуждению
Федеральных государственных образовательных стандартов
для старшей школы

Федеральные Государственные Образовательные Стандарты (ФГОСы) являются важным документом, ориентирующим учительскую общественность не столько на формирование Знаний, Умений и Навыков, сколько на формирование определённых личностных качеств учащихся. И это направление нельзя не одобрить.

Вместе с тем, по нашему мнению, во ФГОСах для старшей школы содержится ряд непродуманных положений, относящихся как к общей структуре школьного образования, так и к пониманию целей и задач отдельных предметов и образовательных областей (ОО).

Представляется необоснованным изъятие из ФГОСов двух важнейших ОО: ОО «Технология» и ОО «Искусство». Предметы, входящие в эти ОО, рассматриваются как необязательные. Подобный подход закрепляет сложившееся в нашей школе пренебрежительное отношение к реальному производству и эстетическому воспитанию учащихся.
В подготовленных нами дополнениях ко ФГОСам сформулированы требования к учащимся, изучившим ОО «Технология» и «Искусство».

Представляется совершенно необоснованным объединение «русского языка» и «литературы» в единый предмет «русский язык и литература» - эта два разных предмета, цели и задачи которых сильно отличаются. Более того, следует серьёзно рассмотреть вопрос о переносе литературы из ОО «Филология» в ОО «Искусство». Такой перенос мог бы сильно поднять статус ОО «Искусство» и способствовать серьёзному изучению не только русской литературы, но и литературы других стран.
Есть и ещё одна причина, по которой литературу следует включить в ОО «Искусство»: в рамках этой области от ученика требуется не только знание чужие художественных произведений, но и умение создавать свои собственные. А литература в рамках ОО «Филология» не предполагает самостоятельного литературного творчества учащихся.

В ОО «Иностранные языки» главным приоритетом следует считать не формирование навыков разговорной речи, а формирование навыков чтения серьёзной литературы. Наши соотечественники должны знать иностранный язык не только для того, чтобы обслуживать заокеанских туристов.

Целями и задачами школьного курса истории должно быть не только изучение политической истории, но и истории технологий, науки, культуры, искусства, религии. В этом же курсе следует уделить значительное внимание взаимоотношениям человеческого общества и природной среды. Всё это должно быть отражено в стандартах.

Представляется ошибочным включение географии в ОО «Общественные науки». География – это естественнонаучная дисциплина, предмет её изучения существовал задолго до появления человеческого общества. Важнейшее требование к выпускнику, изучившему школьный курс географии: «Понимание сущности процессов, формирующих и изменяющих географическую оболочку Земли». Все остальное – потом.
Разумеется, география имеет и свою социально-экономическую и этнографическую составляющие, которым необходимо уделить внимание. Кстати, об этнографической составляющей географии в стандарте ничего не сказано, хотя в свете сложности межнациональных отношений в современной России она очень важна.

В разделе, посвящённом ОО «Естественные науки», следует сформулировать требования, связанные с пониманием методологии естественных наук и знания их истории.

Требования к ученику, изучившему курс физики, игнорируют тот факт, что физика – эта наука экспериментальная, и что ученик, даже ограничившийся базовым курсом физики, должен получить какие-то навыки экспериментальной работы. Эти навыки связаны не только с работой руками, но и с умением предложить идею эксперимента и проанализировать его результаты.
Из Стандартов непонятен статус астрономии. Выпускник школы обязательно должен познакомиться с современными представлениями об эволюции Вселенной. Наверное, это действительно лучше сделать на уроках физики, не вводя астрономию как самостоятельный предмет. Но тогда в стандарт по физике этот пункт нужно внести отдельной строкой.

Химия имеет дело не только с превращениями веществ в лаборатории, но и с образованием, разложением и потоками веществ в природе и техносфере. Это обстоятельство следует отразить в Стандарте.

Биология должна не только давать знания о природе, но и воспитывать любовь к ней. Это – одна из её главных задач, которую вполне можно заложить в Стандарты.

В российском школьном образовании существует большой пробел – оно не даёт психологических знаний. Хотя эти знания действительно важны для любого человека вне зависимости от его профессии и специальности. Единственный школьный курс, который как-то связан с психологией, – это биология. Эту связь как-то следует отразить или хотя бы продекларировать в Стандартах, что послужит стимулом для составления новых учебных программ.

Было несколько странно увидеть экологию в одной ОО с физкультурой и основами безопасной жизнедеятельности. Наверное, ей более подходит какое-то другое место.

Многие школьные предметы (география, история, биология, литература, экономика) имеют не только свою всемирную и всероссийскую, но и свою местную составляющую. Не велика цена знаниям по российской истории, если выпускник не знает истории своих предков в нескольких поколениях и не понимает, как в малой истории его семьи отразилась большая история России. Поэтому выпускник должен знать не только историю мира и страны, но и историю своего посёлка, должен знать не только творчество классиков отечественной литературы, но и творчество своих земляков, должен знать многие виды животных и растений своей местности, должен знать местную экономическую ситуацию и востребованность тех или иных профессий и специальностей. Эта местная составляющая должна быть обязательно включена в стандарты.

Официальные документы украшает чёткий и точный язык, позволяющий легко уловить содержание. Однако текст ФГОСов написан косноязычно и тяжеловесно, что, несомненно, следует считать большим недостатком.

Приходится с сожалением констатировать, что ФГОСы в существующей редакции нельзя считать документом, способным поднять российское среднее образование на качественно новый уровень. Они нуждаются в существенной доработке, а в некоторых местах и в серьёзной переработке.

 

Обсуждение состоится 07 апреля 2015 г. в 18 часов в Зале заседаний МОИП
(Зоологический музей МГУ, помещение № 11. Адрес: Москва, ул. Большая Никитская, 6).

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Hosted by uCoz