Ещё один из критиков писал о детях Никитиных: у них в семье было все, кроме самого главного - достойной цели. А где нет целей - там способности оказываются не нужными.
Идея формирования гениев в искусственных условиях в одной отдельно взятой семье в очередной раз потерпела крах.
Оценивая работу, проделанную семьёй Никитиных, мы не можем не поразиться её размаху и масштабам. Никитины накопили огромный фактический материал, посвященный развитию детей, и выявили этапы развития, на которых то или иное активное вмешательство оказывается высокоэффективным. Наверное, их вклад заслуживал самых высоких академических регалий: докторских степеней, избрания в Академию педагогических наук, престижных премий. Этого, увы, не произошло.
Многие разработки Б.П. и Л.А.Никитиных активно внедряются в практику дошкольного воспитания детей. И в нашей стране, и за рубежом. Интерес к развивающим играм, разработанным Никитиными, неизменно высок.
И в России и за рубежом продолжается активный поиск новых методик раннего развития детей. Оригинальные методики такого развития разработали отечественные педагоги Н.А.Зайцев, П.В.Тюленев, инженер В.В.Воскобович. Есть и другие отечественные разработки.
Среди зарубежных авторов, занимавшихся этой тематикой, следует отметить американского детского врача Гленна Домана. В 1940-х годах он разработал методику реабилитации детей, страдающих тяжёлыми нервно-психическими заболеваниями, а затем модифицировал эту методику по отношению к нормальным детям. Результаты получились очень интересными.
В 1971 году в Японии вышла книга президента компании «Сони» Масару Ибуко «После трёх уже поздно», посвящённая раннему развитию детей. Эта книга стала очень популярной и в Японии, и за её пределами. В высшей степени знаменательно, что интерес к раннему развитию детей проявил очень крупный представитель деловых кругов. В этих кругах хорошо чувствуют новые источники получения прибыли.
Японский психолог профессор Макато Шичида разработал эффективные методики раннего развития детей, основанные на активизации процессов в правом полушарии головного мозга.
Стоит ли рекомендовать родителям применять систему Никитиных по отношению к своим собственным детям? Не отдельные методические находки, а систему в целом, включая хождение босиком по снегу и прочие подвиги. У меня нет однозначного ответа на этот вопрос. Выражаясь современным языком, система Никитиных – это высокая технология, а высокие технологии требуют профессионализма. Готовы ли родители стать профессионалами в педагогике? Если нет, то от внедрения системы Никитиных лучше воздержаться. Оно безопаснее...
То же самое следует сказать и о других «сильных» системах раннего развития детей.
В своей работе «Школа вчера и завтра» Борис Павлович Никитин писал о школе своей мечты. Из школы, в которой ученик заучивает написанные в книге тексты, после чего как попугай их повторяет, школа должна стать местом труда и творчества, в котором детей не нужно силой заставлять учиться. Хочется надеяться, что эта мечта когда-нибудь осуществится.
С.В.Багоцкий
|