Акция 'Скажи 'нет' грязным экзаменам!'

Московское общество испытателей природы

Секция Естественнонаучного образования

 

Материалы к обсуждению на заседании секции 20 мая 2003 г.

 

К списку заседаний

 

ТЕЗИСЫ

к дискуссии по проблемам преподавания литературы в средней школе

 
  1. Главной задачей школьного курса литературы должно быть признано воспитание у школьников любви к чтению. Вне решения этой задачи преподавание литературы бессмысленно. При этом следует отдавать себе отчет, что в наш век, когда школьник имеет перед собой телевизор, компьютер и прочие соблазны, воспитывать любовь к чтению очень трудно.
  2. Для воспитания любви к чтению школьная программа по литературе должна быть приближена к реальным интересам учеников. Этому, к сожалению, препятствует односторонняя ориентация школьного курса литературы на изучение классики. Такая ориентация не учитывает возрастные особенности школьников.
  3. Школьный курс литературы был, есть и будет важнейшим средством нравственного воспитания юношества. Каждое изучаемое в школе художественное произведение должно рассматриваться в первую очередь с позиции тех нравственных проблем, которые в нем поставлены.
  4. Усиление чисто литературоведческих аспектов курса литературы, наверное, полезно, однако изучение художественных произведений с литературоведческих позиций не должно заслонять их нравственного содержания.
  5. Школьный курс литературы должен тесно взаимодействовать с курсом истории с одной стороны, и с изучением изобразительного искусства и музыки с другой. Только при этом условии возможно действительно освоить историю литературы.
  6. Курс литературы должен знакомить школьников как с русской, так и зарубежной литературой. При этом особое внимание следует обратить на литературу стран Востока: геополитические интересы России требуют умения находить взаимопонимание с народами мусульманских стран и стран Дальнего Востока.
  7. При изучении отечественной литературы следует рассматривать не только русскую литературу, но и литературу других народов, живущих на территории России и бывшего СССР. Следует всячески подчеркивать многонациональный характер культуры нашей страны. Школьный курс литературы должен служить единству многонациональной России.
  8. Необходимо решительно осудить нигилистический подход к литературе советского периода и сокращение учебного времени, выделяемого для ее изучения. Важнейшей частью школьного курса литературы, должна стать советская детская литература, стоявшая на чрезвычайно высоком уровне.
  9. Следует, по-видимому, создать качественно новый курс отечественной литературы 20-го века.
  10. В школьном курсе литературы должны быть отведены часы на изучение творчества литераторов родной области, города, района. В школьную программу должны быть включены и наиболее выдающиеся литературные произведения, написанные школьниками. Например, стихи Оли Лебедушкиной, Кати Приходовской и др.
  11. Важной составной частью школьного курса литературы должно стать самостоятельное литературное творчество школьников: сочинение стихов, рассказов, пьес. Такое сочинительство очень эффективно с точки зрения развития творческих способностей учащихся, о чем свидетельствует опыт Царскосельского Лицея.
 

К проекту стандарта школьного образования по литературе, подготовленному МОИП

  Яндекс цитирования Сдать на пять! - Портал помощи школьникам в решении домашних заданий  

Сайт создан в системе uCoz