к дискуссии по проблемам преподавания литературы в средней школе
Главной задачей школьного курса литературы должно быть признано воспитание у школьников любви к чтению. Вне решения этой задачи преподавание литературы бессмысленно. При этом следует отдавать себе отчет, что в наш век, когда школьник имеет перед собой телевизор, компьютер и прочие соблазны, воспитывать любовь к чтению очень трудно.
Для воспитания любви к чтению школьная программа по литературе должна быть приближена к реальным интересам учеников. Этому, к сожалению, препятствует односторонняя ориентация школьного курса литературы на изучение классики. Такая ориентация не учитывает возрастные особенности школьников.
Школьный курс литературы был, есть и будет важнейшим средством нравственного воспитания юношества. Каждое изучаемое в школе художественное произведение должно рассматриваться в первую очередь с позиции тех нравственных проблем, которые в нем поставлены.
Усиление чисто литературоведческих аспектов курса литературы, наверное, полезно, однако изучение художественных произведений с литературоведческих позиций не должно заслонять их нравственного содержания.
Школьный курс литературы должен тесно взаимодействовать с курсом истории с одной стороны, и с изучением изобразительного искусства и музыки с другой. Только при этом условии возможно действительно освоить историю литературы.
Курс литературы должен знакомить школьников как с русской, так и зарубежной литературой. При этом особое внимание следует обратить на литературу стран Востока: геополитические интересы России требуют умения находить взаимопонимание с народами мусульманских стран и стран Дальнего Востока.
При изучении отечественной литературы следует рассматривать не только русскую литературу, но и литературу других народов, живущих на территории России и бывшего СССР. Следует всячески подчеркивать многонациональный характер культуры нашей страны. Школьный курс литературы должен служить единству многонациональной России.
Необходимо решительно осудить нигилистический подход к литературе советского периода и сокращение учебного времени, выделяемого для ее изучения. Важнейшей частью школьного курса литературы, должна стать советская детская литература, стоявшая на чрезвычайно высоком уровне.
Следует, по-видимому, создать качественно новый курс отечественной литературы 20-го века.
В школьном курсе литературы должны быть отведены часы на изучение творчества литераторов родной области, города, района. В школьную программу должны быть включены и наиболее выдающиеся литературные произведения, написанные школьниками. Например, стихи Оли Лебедушкиной, Кати Приходовской и др.
Важной составной частью школьного курса литературы должно стать самостоятельное литературное творчество школьников: сочинение стихов, рассказов, пьес. Такое сочинительство очень эффективно с точки зрения развития творческих способностей учащихся, о чем свидетельствует опыт Царскосельского Лицея.